Preview

Безопасность техногенных и природных систем

Расширенный поиск

Обстановка с пожарами и эффективность срабатывания систем пожарной сигнализации на объектах судоходства

https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-3-37-47

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Введение. Судоходство, как одна из инфраструктурных транспортных коммуникаций, является стратегической отраслью экономики Российской Федерации. От надежности функционирования объектов судоходства зависит своевременная поставка товаров, оборудования, материалов и сырья потребителям. Поэтому обеспечение безопасности, предотвращение техногенных и природных деструктивных событий являются актуальными и приоритетными задачами владельцев таких объектов. Среди происшествий, которые могут нанести значительный как прямой, так и косвенный ущерб, самыми опасными являются пожары. В этой связи для принятия управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности необходимо знать обстановку с пожарами, представлять их социальные и экономические последствия, уметь определять возможные причины для возникновения пожаров как на объектах строительной инфраструктуры (судоверфи, доки, портовые сооружения), так и на плавсредствах. При этом важной составляющей при принятии таких решений является исследование эффективности срабатывания пожарной сигнализации, как первичного элемента в общих технологических системах пожарной автоматики, монтируемых на объектах судоходства.

Постановка задачи. Задачей исследования является анализ причин возникновения пожаров и работы систем пожарной сигнализации на объектах судоходства.

Теоретическая часть. На основе статистических данных о пожарах и их последствиях за 2017–2021 годы проанализированы социальные (количество погибших и травмированных людей) и экономические (прямой материальный ущерб) последствия пожаров на судоверфях, портовых сооружениях, плавсредствах (судна, катера, лодки) и в доках. Даны оценки эффективности срабатывания систем пожарной сигнализации на объектах судоходства.

Выводы. Эффективность срабатывания систем пожарной сигнализации на всех объектах судоходства находится в среднем на уровне 90 %. При этом для морских и речных судов эта цифра составляет порядка 82 %, для портовых сооружений – почти 100 %. Но несмотря на столь высокий уровень срабатывания систем пожарной сигнализации, социальных и материальных последствий пожаров избегать не удается. Кроме того, следует отметить, что больше всего пожаров происходит на объектах судоходства, находящихся в частной собственности. На судоверфях, портовых сооружениях и в доках пожары на объектах частной собственности составляют 71 % от общего числа пожаров. На частных морских и речных судах доля пожаров достигает 90 %.

Для цитирования:


Порошин А.А., Здор В.Л., Семененко Н.В., Волков И.В. Обстановка с пожарами и эффективность срабатывания систем пожарной сигнализации на объектах судоходства. Безопасность техногенных и природных систем. 2022;(3):37-47. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-3-37-47

For citation:


Poroshin A.A., Zdor V.L., Semenenko N.V., Volkov I.V. Situation with Fires and the Effectiveness of Fire Alarm Systems at Shipping Facilities. Safety of Technogenic and Natural Systems. 2022;(3):37-47. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-3-37-47

Введение. Указом президента Российской Федерации утверждены основы государственной политики страны в области пожарной безопасности [1]. Сформулированы новые подходы к профилактике и предупреждению пожаров, к защите жизни и здоровья людей, сохранению материальных ценностей. Одной из стратегических задач государственной политики является задача определения пожарных рисков на различных объектах защиты. С учетом таких оценок осуществляются мероприятия по формированию нормативных требований к системе обеспечения пожарной безопасности различных объектов защиты. К последним, в частности, относятся объекты судоходства, в том числе здания (сооружения), входящие в состав его инфраструктуры, а также подвижные морские и речные транспортные средства. Важной составляющей в оценке пожарного риска является определение эффективности срабатывания различных систем противопожарной защиты, в частности систем пожарной сигнализации (СПС). Применение работоспособных и эффективных СПС на объектах защиты позволяет обеспечить своевременное включение системы оповещения и управления эвакуацией людей, системы автоматического пожаротушения и дымоудаления, а также передачу информации о возгорании в подразделения пожарной охраны. Эффективное функционирование СПС напрямую связано с повышением уровня безопасности людей и значительным снижением материальных потерь при пожаре. Исследование пожарных рисков на объектах судоходства позволяет определить сумму требований по противопожарной защите при заключении с собственниками объектов судоходства договоров страхования, а также соответствующие страховые тарифы и скидки (надбавки) по ним.

В этой связи для оценки пожарного риска на объектах судоходства необходимо проанализировать обстановку с пожарами, определить их социальные (количество погибших и травмированных людей) и экономические (прямой материальный ущерб) последствия, а также причины возникновения возгораний. Кроме этого, требуется еще исследовать эффективность срабатывания СПС, являющейся первичным исполнительным элементом автоматизированных систем управления противопожарной защитой [2–3]. Оценка эффективности срабатывания СПС на различных объектах защиты приведена в публикациях [4–5], в них представлены методы и критерии получения данных оценок, а также определения социальных и экономических последствий пожаров.

Постановка задачи. В работе [5] даны результаты исследования эффективности срабатывания СПС на различных объектах защиты. Однако данное исследование проведено без детального анализа обстановки с пожарами на рассмотренных объектах защиты, а также без сопоставления данных о срабатывании СПС и последствиях пожаров. Не определены особенности инфраструктуры исследуемых объектов защиты. Исходя из этого, представляется целесообразным дать оценку эффективности функционирования СПС с учетом складывающейся обстановки с пожарами и их последствиями. Такие исследования проведены на основании данных по объектам судоходства.

Теоретическая часть и результаты исследования. Для анализа обстановки с пожарами на объектах судоходства использована статистическая информация федеральной государственной информационной системы «Федеральный банк данных «Пожары» [6]. Рассмотрены следующие объекты судоходства: здания и сооружения инфраструктуры (судоверфь, док, портовое сооружение), транспортные средства (морское, речной судно, лодка, катер). Для анализа взяты данные за 2017–2021 годы. Выборка проводилась по каждому году, и определялись средние значения изучаемого показателя за пятилетний период.

При учете социальных последствий пожаров исследовался показатель (S) — количество пострадавших (погибших и травмированных) в расчете на один пожар (чел/ед). Расчет производился по формуле:

                                                                        (1)

где  — количество пожаров за рассматриваемый период на рассматриваемом типе объектов (ед.);

 — количество погибших за рассматриваемый период на рассматриваемом типе объектов (чел.);

 — количество травмированных за рассматриваемый период на рассматриваемом типе объектов (чел.).

Соответственно, учет материальных потерь от пожаров осуществлялся с использованием показателя (M) — прямой материальный ущерб от пожаров в расчете на один пожар (млн руб/ед). Расчет показателя (M) производился по формуле:

                                                                                                                                                                                                                                              (2)

где  — прямой материальный ущерб от пожаров за рассматриваемый период на рассматриваемом типе объектов (млн руб.).

Метод, критерии и соответствующие расчетные зависимости по оценкам эффективности СПС при различных режимах ее функционирования и по последствиям пожаров приведены в публикации [4]. Предложенный подход к определению эффективности СПС основан на статистических данных.

Получены следующие результаты анализа обстановки с пожарами и оценки эффективности СПС на объектах судоходства (рис. 1).

Как видно на рисунке, за анализируемый период наибольшее количество пожаров произошло на транспортных средствах (морские и речные судна). Согласно данным, приведенным на рис. 2, количество пострадавших (погибших и травмированных) на пожарах в расчете на один пожар (1) распределено по транспортным средствам приблизительно одинаково и составляет в среднем 0,153 чел/ед.

Рис. 1. Распределение количества пожаров по объектам судоходства 

(процент от общего числа)

Рис. 2. Количество пострадавших (погибших и травмированных) в расчете на один пожар на транспортных средствах судоходства, чел/ед

Наибольший прямой материальный ущерб в расчете на один пожар зарегистрирован на морских и речных судах (рис. 3). В среднем он составляет 1295 тыс. руб. на один пожар. Соответственно, наименьший прямой ущерб зарегистрирован на пожарах в портовых сооружениях — 39 тыс. руб. в расчете на пожар, на судоверфях и в доках — 9 тыс. руб. в расчете на один пожар.

Рис. 3. Прямой материальный ущерб в расчете на один пожар, тыс. руб/ед

Исследование причин возникновения пожаров на объектах судоходства дало следующие результаты. На рис. 4 приведены данные о пожарах, произошедших на морских и речных судах, их причинах. Больше всего пожаров возникло по причине нарушения правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных и огневых работ (24,5 %), из-за неосторожного обращения с огнем (19 %) и нарушений правил установки и эксплуатации (НПУиЭ) электрооборудования (17,9 %).

Рис. 4. Количество пожаров, произошедших на морских и речных судах, их причины, %

Как видно на рис. 5, на пожарах, произошедших на морских и речных судах, больше всего гибнет людей из-за неосторожного обращения с огнем (41,2 %), а также по неустановленной причине (29,4 %). Травмирование людей на пожарах чаще всего происходит из-за нарушений эксплуатации транспортных средств (29,6 %) и эксплуатации электрооборудования (16,7 %) (рис. 6). Наибольший прямой ущерб от пожаров на морских и речных судах был нанесен по причине нарушения правил эксплуатации и установки электрооборудования — более 81 % от общего объема прямого ущерба (рис. 7).

Анализ пожаров на портовых сооружениях, судоверфях и в доках показал следующее: больше всего пожаров происходило из-за нарушений правил эксплуатации и установки электрооборудования (35,3 %) и из-за неосторожного обращения с огнем (23,5 %) (рис. 8).

Рис. 5. Количество погибших на пожарах, произошедших на морских и речных судах, их причины, %

Рис. 6. Количество травмированных людей на пожарах, произошедших на морских и речных судах, их причины, %

Рис. 7. Прямой ущерб от пожаров, произошедших на морских и речных судах, их причины, %

Рис. 8. Количество пожаров, произошедших на портовых сооружениях, на судоверфях и в доках, их причины, %

Для целей страхования значительный интерес представляют исследования обстановки с пожарами с точки зрения форм собственности объектов судоходства. Интерес к такого рода исследованиям связан с тем, что с 2016 года в стране начал внедряться риск-ориентированный подход к системе организации проверок надзорными органами, когда строгость осуществления контрольных мероприятий стала зависеть от категории риска проверяемых субъектов, что несомненно повлияло на выполнение собственниками требований по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты [7].

Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на объектах судоходства по формам собственности (федеральная, собственность субъекта РФ, муниципальная, частная) показал следующее. На рис. 9 видно, что больше всего пожаров происходит на объектах судоходства, находящихся в частной собственности. На портовых сооружениях, судоверфях и в доках пожары на объектах частной собственности составляют 71 % от общего числа пожаров, а на морских и речных судах доля таких пожаров достигает 90 %.

На морских и речных судах больше всего погибших в расчете на один пожар наблюдается на объектах иной (не частной) формы собственности — 0,08 чел. на один пожар при 0,03 чел. на пожар для объектов частной собственности (рис. 10). Число травмированных в расчете на один пожар на объектах частной собственности составляет 0,11 чел. на пожар при 0,13 чел. на пожар на объектах иных видов собственности.

На рис. 11 приведены данные о распределении материальных последствий пожаров на объектах судоходства в зависимости от видов их собственности. Наибольший прямой ущерб в расчете на один пожар на морских и речных судах нанесен объектам частной собственности, тогда как на объектах иных форм собственности этот ущерб в 17 раз меньше.

Рис. 9. Количество пожаров, произошедших на портовых сооружениях, судоверфях и в доках (внешняя диаграмма), на морских и речных судах (внутренняя диаграмма), в зависимости от формы их собственности

Рис. 10. Количество погибших и травмированных людей на пожарах, произошедших на морских и речных судах, в зависимости от формы собственности

Рис. 11. Прямой ущерб в расчете на один пожар на объектах судоходства в зависимости от их формы собственности

(по оси ординат использован логарифмический масштаб)

Как отмечалось ранее, основой построения систем противопожарной защиты являются СПС — первичные исполнительные элементы, от надежности срабатывания которых зависит включение других систем пожарной автоматики, предназначенных для обеспечения безопасности людей и выполнения функций пожаротушения. Результаты оценок эффективности срабатывания СПС на объектах судоходства приведены на рис. 12. Как видно на диаграмме, эффективность срабатывания СПС на морских и речных судах составляет 82 %, на портовых сооружениях достигает 100 %.

Рис. 12. Эффективность срабатывания СПС на объектах судоходства

Следует отметить, что при столь высоком уровне срабатывания СПС, по данным анализа последствий пожаров (рис. 3, 5–7), все же наблюдаются значительные социальные и материальные потери от возгораний на объектах судоходства, что может быть связано с низкой эффективностью функционирования других систем автоматической противопожарной защиты, таких как система оповещения и управления эвакуацией людей, противодымная вентиляция, установка автоматического пожаротушения.

Выводы. Исследование статистических данных по пожарам и их последствиям на объектах судоходства за 2017–2021 годы показало следующее. За это время пожары возникали в основном на морских и речных судах. Наибольший прямой материальный ущерб от пожаров (1 295 тыс. руб. в расчете на один пожар) также зарегистрирован на морских и речных судах.

Основными причинами пожаров, произошедших на морских и речных судах, являются нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных и огневых работ (24,5 % от общего числа пожаров), неосторожное обращение с огнем (19 %) и нарушение правил эксплуатации и установки электрооборудования (17,9 %). На судоверфях, портовых сооружениях и в доках пожары чаще всего возникали из-за нарушений правил установки и эксплуатации электрооборудования (35,3 %), неосторожного обращения с огнем (23,5 %). На данных объектах судостроения наблюдается достаточно высокий уровень поджогов (11,8 %).

Исследование также показало, что больше всего пожаров происходит на объектах судоходства, находящихся в частной собственности. На объектах частной собственности в портовых сооружениях, на судоверфях и в доках они составляют 71 % от общего числа пожаров, а на морских и речных судах доля таких пожаров достигает 90 %.

Эффективность срабатывания СПС на объектах судоходства значительная. Для морских и речных судов она составляет почти 82 %, для портовых сооружений — 100 %. Все же при столь высоком уровне срабатывания систем пожарной сигнализации отмечаются социальные и материальные последствия возгораний.

 

Поступила в редакцию 03.07.2022

Поступила после рецензирования 29.07.2022

Принята к публикации 29.07.2022

 

Об авторах:

Порошин Алексей Александрович, начальник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (143903, РФ, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12), кандидат технических наук, ORCID, poroshinjob@yandex.ru

Здор Владимир Леонидович, старший научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (143903, РФ, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12), zdor_vl@list.ru

Семененко Наталья Викторовна, научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (143903, РФ, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12), ORCID, nata.semenenko.74@mail.ru

Волков Иван Викторович, научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России (143903, РФ, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12), ivvolkov89@mail.ru

Заявленный вклад соавторов:

А. А. Порошин — формирование концепции статьи, цели и задач исследования, проведение расчетов, подготовка текста, формирование выводов; В. Л. Здор — подготовка литературных источников, проведение и анализ результатов расчетов; Н. В. Семененко — подготовка текста и исходных данных для расчетов; И. В. Волков — подготовка литературных источников и исходных данных для расчетов.

 

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года» / КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286888/ (дата обращения : 02.04.2022).

2. Общесистемные решения и функциональная структура автоматизированной системы управления противопожарной защитой промышленного объекта / А. В. Федоров, А. А. Лукьянченко, А. М. Алешков, Н. Н. Ломаев // Технологии техносферной безопасности. 2010. № 3 (31). С. 89–91.

3. Топольский, Н. Г. Модель оценки обеспечения комплексной безопасности в АСУТП с применением диагностики пожарных извещателей для построения автоматизированных систем поддержки управления пожаровзрывобезопасностью / Н. Г. Топольский, И. В. Самарин, А. Ю. Строгонов // Пожаровзрывобезопасность. 2018. № 27 (11). С. 15–22.

4. Порошин, А. А. Оценка эффективности срабатывания систем пожарной сигнализации на объектах промышленности за период 2016 2020 гг. / А. А. Порошин, А. А. Кондашов, В. И. Сибирко // Безопасность труда в промышленности. 2021. № 4. С. 32–37.

5. Состояние систем пожарной сигнализации на объектах защиты в период с 2016 по 2020 год / А. А. Порошин, А. А. Кондашов, В. И. Сибирко, В. С. Гончаренко // Безопасность техногенных и природных систем. 2021. № 3. С. 40–46. https://doi.org/10.23947/25419129202134046

6. Приказ МЧС России от 24.12.2018 № 625 «О формировании электронных баз данных учета пожаров и их последствий» / КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317860/ (дата обращения : 31.06.2022).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск ориентированного подхода при организации отдельных видов государственно контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» / КонсультантПлюс : [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons_doc_LAW_203819/ (дата обращения : 01.04.2022).


Об авторах

А. А. Порошин
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Россия

Порошин Алексей Александрович, начальник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12



В. Л. Здор
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Россия

Здор Владимир Леонидович, старший научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12



Н. В. Семененко
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Россия

Семененко Наталья Викторовна, научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12



И. В. Волков
Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России
Россия

Волков Иван Викторович, научный сотрудник отдела автоматической пожарной сигнализации Научно-исследовательского центра автоматических установок обнаружения и тушения пожаров

143903, Московская область, г. Балашиха, мкр. ВНИИПО, 12



Рецензия

Для цитирования:


Порошин А.А., Здор В.Л., Семененко Н.В., Волков И.В. Обстановка с пожарами и эффективность срабатывания систем пожарной сигнализации на объектах судоходства. Безопасность техногенных и природных систем. 2022;(3):37-47. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-3-37-47

For citation:


Poroshin A.A., Zdor V.L., Semenenko N.V., Volkov I.V. Situation with Fires and the Effectiveness of Fire Alarm Systems at Shipping Facilities. Safety of Technogenic and Natural Systems. 2022;(3):37-47. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2022-3-37-47

Просмотров: 530


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2541-9129 (Online)