Оценка влияния внутренних факторов на показатели загруженности пассажирских лифтовых установок на основе результатов регулярного мониторинга
https://doi.org/10.23947/2541-9129-2023-7-3-34-43
Аннотация
Введение. Обеспечение высокой надежности и безопасности эксплуатации пассажирских лифтовых установок во многом определяется реализуемым режимом их технического обслуживания (ТО). Частота выполнения профилактических воздействий зависит прежде всего от уровня загруженности лифта, для оценки которого используются временны́е, силовые показатели и степень отработки ресурса. В качестве временны́х показателей приняты коэффициент чистого машинного времени (КМВ) и частота включений, которые являются случайными величинами, зависящими от ряда внутренних факторов, характеризующих условия эксплуатации установки. Целью данной работы является установление взаимосвязи средних значений КМВ, как одного из главных показателей загруженности лифтовой установки, и основных внутренних факторов.
Материалы и методы. Исследования выполнены на основе обработки и обобщения статистических материалов диспетчерского контроля временны́х показателей ряда пассажирских лифтовых установок. Случайным образом отобраны 11 лифтов в домах, отличающихся этажностью, количеством жильцов, пользующихся лифтом, и скоростью движения кабины. Для построения эмпирических зависимостей КМВ от числа жильцов, скорости кабины и этажности дома использованы графоаналитические методы. Наряду с техническими параметрами лифта учитывались случайные изменения показателей КМВ по времени суток.
Результаты исследования. Установлены эмпирические зависимости КМВ от основных внутренних факторов — плотности заселения дома, этажности здания и скорости движения кабины. Математические модели обеспечивают получение результатов, адекватных экспериментальным значениям. Ошибка при сравнении расчетных данных с фактическими не превышала в большинстве случаев 10 %.
Обсуждение и заключение. Значения полученных эмпирических зависимостей дают возможность оценивать загруженность установок в текущий период эксплуатации без проведения дополнительных многодневных замеров. Эмпирические формулы можно использовать в качестве базовых соотношений при имитационном моделирования в произвольной стадии жизненного цикла.
Ключевые слова
Об авторах
Г. Ш. ХазановичРоссия
Хазанович Григорий Шнеерович, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник центра научных компетенций
AuthorID: 463738
344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Д. С. Апрышкин
Россия
Апрышкин Дмитрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры эксплуатации транспортных систем и логистики
AuthorID: 763977
344003, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Панфилов А.В., Юсупов А.Р., Короткий А.А. и др. О контроле технического состояния лифтовых канатов на основе технологий искусственного интеллекта и компьютерного зрения. Advanced Engineering Research (Rostov-on-Don). 2022;22(4):323–330. https://doi.org/10.23947/2687-1653-2022-22-4-323-330
2. Jae-Hak Lim, Dong Ho Park. Optimal Periodic Preventive Maintenance Schedules with Improvement Factors Depending on Number of Preventive Maintenances. Asia-Pacific Journal of Operational Research. 2007;24(1):111– 124. https://doi.org/10.1142/S0217595907001139
3. Hongjiu Liu, Jiaxuan Wu. Research on Preventive Maintenance Strategy of Elevator Equipment. Open Journal of Social Sciences. 2018;06(01):165–174. https://doi.org/10.4236/jss.2018.61012
4. Li Y.H., Liu Z. Maintenance Interval Optimization Method Based on Improvement Factor for System Components. Mechanical Engineering & Automation. 2016;4:6–8.
5. Gia-Shie Liu. Three M-Failure Group Maintenance Models for M/M/N Unreliable Queuing Service Systems. Computers & Industrial Engineering. 2012;62(4):1011–1024. https://doi.org/10.1016/j.cie.2011.12.028
6. Almgren T., Patriksson M., Wojciechowsri A. Optimization Models for Improving Periodic Maintenance Schedules by Utilizing Opportunities. In: Proceedings of the 4th Production and Operations Management World Conference. The Netherlands, Amsterdam; 2012.
7. Хазанович Г.Ш., Апрышкин Д.С. Современные системы контроля состояния лифтовых установок. Безопасность техногенных и природных систем. 2019;(2):37–40. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2019-2-37-40
8. Шпет Н.А, Муравьев О.П. Исследование отказов пассажирских лифтов по данным эксплуатации. Известия Томского политехнического университета. 2013;323(4):123–126. http://earchive.tpu.ru/handle/11683/5035
9. Хазанович Г.Ш., Апрышкин Д.С. Оценка нагруженности силовых элементов пассажирского лифта по результатам регулярного мониторинга. Безопасность техногенных и природных систем. 2020;(1):32–42. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-1-32-42
10. Губанов В.С. Обобщенный метод наименьших квадратов. Монография. Санкт-Петербург: Наука; 1997. 318 с. URL: http://pzs.dstu.dp.ua/DataMining/mls/bibl/gubanov.pdf (дата обращения: 12.06.2023)
11. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Учебник для вузов. Москва: Высшая школа; 1999. 576 с.
12. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. Учебник. Москва: Либроком; 2011. 448 с.
13. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебник для вузов. Москва: Высшая школа; 2003. 479 с.
14. Подберезина С.Г. Лифтовое хозяйство: организуем систему планово-предупредительного ремонта. Промышленная безопасность. 2020;3:73–84. https://www.profiz.ru/pb/3_2020/lift_remont/
Рецензия
Для цитирования:
Хазанович Г.Ш., Апрышкин Д.С. Оценка влияния внутренних факторов на показатели загруженности пассажирских лифтовых установок на основе результатов регулярного мониторинга. Безопасность техногенных и природных систем. 2023;(3):34-43. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2023-7-3-34-43
For citation:
Khazanovich G.Sh., Apryshkin D.S. Assessment of the Influence of Internal Factors on the Indicators of Passenger Elevator Units Utilization Based on the Results of Regular Monitoring. Safety of Technogenic and Natural Systems. 2023;(3):34-43. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2023-7-3-34-43