Обеспечение безопасных условий труда при воздействии на работников поездных бригад виброакустических факторов
https://doi.org/10.23947/2541-9129-2024-8-1-50-57
EDN: WMKRZO
Аннотация
Введение. Повышенная интенсивность шума и вибрации на железнодорожном транспорте может стать не только актуальной проблемой в области охраны труда, но и серьезной экологической проблемой в ближайшем будущем из-за необходимости постоянного увеличения веса грузовых поездов, повышения скорости движения пассажирских поездов и возрастания пропускной способности железнодорожных линий. В последнее время немало сделано для минимизации негативного воздействия шума и вибрации на железнодорожном транспорте. Однако проблема превышения показателей виброшумовых факторов остается актуальной. Уменьшение вредного воздействия шума и вибрации способствует улучшению условий труда работников поездных бригад и повышению комфортных условий для пассажиров. Как правило, основное внимание при анализе воздействия виброакустических факторов уделяется внешнему их воздействию на селитебную территорию и меньше — воздействию на подвижной состав. К тому же такие исследования не являются комплексными, так как не дают полного представления о воздействии шума и вибрации непосредственно на состав в движении. Цель данного исследования — анализ воздействия виброакустических факторов на работников поездных бригад и пассажиров для разработки метода их комплексной защиты, основанного на применении виброгасящих материалов.
Материалы и методы. В ходе работе были изучены нормативные документы, проведен комплексный анализ актуальной информации по данной теме, использованы методики по расчету вибрации и виброускорения. Значения уровней звукового давления были получены с помощью шумомера SPM-101. Объектом исследования был выбран вагон типа «плацкарт» во время движения. В рамках исследования было измерено звуковое давление на выбранных участках дороги и определен класс условий труда.
Результаты исследований. Результат анализа воздействия виброакустических факторов на работников поездных бригад свидетельствует в необходимости усиления комплексных мер их защиты. Полученный расчет силы вибрации стал основой предложенного авторами метода минимизации вредного воздействия виброакустических факторов, в основе которого использование в конструкции вагона вибро- и звукоизолирующих материалов, подходящих по необходимым акустическим параметрам. В частности, предложено с целью шумоизоляции на пол вагона уложить плотную резину, а на потолок — материал из неорганического волокна. В работе также дана экономическая оценка эффективности мероприятий по минимизации вредного виброшумового воздействия.
Обсуждение и заключение. Предложенные методы минимизации шумового и вибрационного воздействия могут способствовать снижению уровня звукового давления и показателей вибрации до нормативных значений, что сократит негативное воздействие виброакустических факторов на работников поездной бригады и пассажиров. Рассмотренный комплекс по минимизации вибрации и шума включает в себя совокупность методов, в которых нашли применение бюджетные материалы, созданные на основе вторично переработанного сырья.
Об авторах
Д. А. СоколовРоссия
Дмитрий Алексеевич Соколов, студент кафедры техносферной и пожарной безопасности
394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84
Е. И. Головина
Россия
Елена Ивановна Головина, кандидат технических наук, доцент кафедры техносферной и пожарной безопасности, заместитель декана по учебной работе факультета инженерных систем и сооружений
394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84
Список литературы
1. Соколов Д.А. Характеристика шумового загрязнения и вибрации железнодорожного транспорта. Минимизация воздействия шума и вибрации на работников железнодорожного транспорта. Студент и наука. 2022;1(20):65–67.
2. Капцов В.А., Лексин А.Г. Физические факторы производственной среды и безопасность движения. Гигиена и санитария. 2009;5:87–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskie-faktory-proizvodstvennoy-sredy-ibezopasnost-dvizheniya/viewer (дата обращения: 14.12.2023).
3. Епанчинцева Е.А. Экологические проблемы на железнодорожной дороге. В: Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум — 2019». Москва; 2019. URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018010394 (дата обращения: 10.10.2023).
4. Головина Е.И., Соколов Д.А. Обеспечение безопасности труда при эксплуатации железнодорожного транспорта путем модернизации систем вибродемпфирующих накладок и рельсовых пластин. Безопасность техногенных и природных систем. 2023;(1):39–46. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2023-1-39-46
5. Карабаева М.У., Саидов С.М., Юсуфханов З.Ю. Распространения вибрации при прохождении поездов в зависимости от расположения железнодорожного полотна. Символ науки. 2017;(5):25–27. URL: https://osrussia.com/SBORNIKI/SN-2017-05.pdf?ysclid=lpgkp9yw9r840350762 (дата обращения: 10.10.2023).
6. Харламов А.А., Комогорцев М.Г. Метод визуализации и оценки вибрационных воздействий на верхние строения железнодорожного пути. Молодой ученый. 2011;3(26):88–91. URL: https://moluch.ru/archive/26/2816/?ysclid=lpgkuevag721587460 (дата обращения: 10.10.2023).
7. Борисов Е.К., Алимов С.Г., Назаров А.Ю. Вибрация грунта от железнодорожного трафика. Вологдинские чтения. 2005;48:87–92.
8. Романов С.Н. Биологическое действие вибрации и звука: Парадоксы и проблемы XX века. Вартанян И.А. (ред.). Санкт-Петербург: Наука; 1991. 158 с. URL: https://studizba.com/files/show/djvu/165-1-romanov-biologicheskoe-deystvie.html (дата обращения: 14.12.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Соколов Д.А., Головина Е.И. Обеспечение безопасных условий труда при воздействии на работников поездных бригад виброакустических факторов. Безопасность техногенных и природных систем. 2024;(1):50-57. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2024-8-1-50-57. EDN: WMKRZO
For citation:
Sokolov D.A., Golovina E.I. Ensuring Safe Working Conditions under the Influence of Vibroacoustic Factors on Train Crew Workers. Safety of Technogenic and Natural Systems. 2024;(1):50-57. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2024-8-1-50-57. EDN: WMKRZO