Оценка параметров безопасности автогрейдера при маневрировании в улично-дорожной сети
https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-3-33-38
Аннотация
Введение. Статья посвящена вопросам повышения безопасности при эксплуатации автогрейдеров в городских условиях. Рассмотрены аналитические методы оценки влияния конструктивных, геометрических и кинематических характеристик автогрейдера на безопасность маневрирования в городских условиях при разворотах и поворотах на перекрестках улично-дорожной сети.
Постановка задачи. В ходе исследования необходимо установить безопасные значения кинематических и геометрических параметров маневрирования автогрейдеров с шарнирно сочлененной рамой в городских условиях.
Теоретическая часть. Числовые оценки проводились по техническим характеристикам трех типов автогрейдеров с шарнирно сочлененной рамой. Рассмотрены возможные варианты выезда (выноса габаритов) автогрейдера за границы улиц или проезжей части при выполнении правого или левого поворота на перекрестке дорог, чтобы избежать ситуации выезда (выноса габаритов) автогрейдера за границы улиц или проезжей части. Построена расчетная схема для определения параметров поворачиваемости автогрейдера. Получены расчетные формулы для наружного и внутреннего габаритных радиусов поворота автогрейдера и габаритного коридора движения. Это позволяет определить минимальное значение ширины проезжей части для безопасного маневрирования автогрейдера. Определено значение требуемого безопасного минимального радиуса поворота автогрейдера при заданной ширине проезжей части. Все расчетные формулы получены для общего случая, когда траектории задних и передних колес не совпадают. Показано, что при повороте автогрейдера наиболее опасным является вынос передних габаритов, определяемых крайними точками переднего бульдозерного отвала. Вынос задних габаритов в данном случае можно не учитывать, т. к. он практически отсутствует. При развороте на перекрестке возможен вынос грейдерного отвала за проезжую часть. Максимальная величина выноса определяется размерами отвала, которые выходят за пределы ширины автогрейдера.
Выводы. Полученные решения могут использоваться для определения безопасных режимов маневрирования автогрейдеров в городских условиях.
Об авторах
В. В. ДерюшевРоссия
Дерюшев Виктор Владимирович - профессор кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика» Донского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор.
344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Е. Е. Косенко
Россия
Косенко Евгений Евгеньевич - доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика», кандидат технических наук, доцент.
344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
В. В. Косенко
Россия
Косенко Вера Викторовна - доцент кафедры «Эксплуатация транспортных систем и логистика», кандидат технических наук, доцент.
344000, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Список литературы
1. Портнова, А. А. Обоснование критерия эффективности маневренности автогрейдера с шарнирно сочлененной рамой / А. А. Портнова // Вестник СибАДИ. — 2014.— № 4 (38). — С. 34–38.
2. Исследование эксплуатационной надежности автомобилей при замене параметра сдвига распределения ресурса деталей закона Вейбулла / В. Е. Касьянов [и др.] // Качество и жизнь. — 2018. — № 3. — С. 65–69.
3. Влияние генеральных совокупностей конечного объема на эксплуатационную надежность автомобилей при единичном и серийном производствах / В. Е. Касьянов [и др.] // Качество и жизнь. — 2018. — № 3. — С. 69–73.
4. Преимущества применения генеральной совокупности конечного объема вместо выборки для распределения Вейбулла с тремя параметрами / В. Е. Касьянов [и др.] // Инженерный вестник Дона. — 2018. — № 4. — С. 73–87.
5. Kasyanov V.E., Deryushev V.V., Kosenko E.E., Kosenko V.V., Pshenichnaya A.Yu. Synthesis of methods and principles of ensuring the reliability of one-off and serial production machines // International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment (ICMTMTE 2018) electronic edition. Сер. "MATEC Web of Conferences" 2018. С. 02106.
6. Kasyanov V., Deryushev V., Shulkin L., Kosenko E., Kotesova A. Endurance tests of single machines production // International Conference on Modern Trends in Manufacturing Technologies and Equipment (ICMTMTE 2018) electronic edition. Сер. "MATEC Web of Conferences" 2018. С. 02107.
7. Демьянов, Ал. Ан. Методадаптивногосинтезафрикционныхсистем / Ал. Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов. — Машиностроение : энциклопедия. Подвижнойсостав дорог. — Т. IV, 23; под. ред. Б. А. Левина. — Москва : Машиностроение, 2008. — С. 72–74.
8. Демьянов, Ал. Ан. Адаптивный синтез фрикционно-механических систем / Ал. Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов // Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса : труды междунар. науч.практич. конф. — Ростов-на-Дону, 2009. — С. 44–45.
9. Демьянов, Ал. Ан. Структурный анализ как способ повышения надежности механических систем / Ал. Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов // Инновационные технологии в машиностроении и металлургии : Междунар. науч.-практ. конф.. — Ростов-на-Дону, 2011. — С. 304–305.
10. Демьянов, Ал. Ан. Некоторые аспекты повышения экономической эффективности транспортной инфраструктуры / Ал. Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов // Проблемы машиноведения. Трибология — машиностроению: материалы междунар. науч.-технич. конф. — Москва, 2012. — С. 212–216.
11. Демьянов, Ал. Ан. Синтез механических систем с подвижным основанием / Ал. Ан. Демьянов, Ал. Ал. Демьянов // Транспорт-2014 : труды международной науч.-практич. конф. Ч. 1. — Ростов-на-Дону, 2014. — С. 299–301.
Рецензия
Для цитирования:
Дерюшев В.В., Косенко Е.Е., Косенко В.В. Оценка параметров безопасности автогрейдера при маневрировании в улично-дорожной сети. Безопасность техногенных и природных систем. 2020;(3):33-38. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-3-33-38
For citation:
Deryushev V.V., Kosenko E.E., Kosenko V.V. Evaluation of safety parameters of the motor grader during maneuvering in the street and road network. Safety of Technogenic and Natural Systems. 2020;(3):33-38. https://doi.org/10.23947/2541-9129-2020-3-33-38